В 2004 году в СОШ № 414 решено было восстановить
музей, посвященный космонавту № 1 – Юрию Алексеевичу Гагарину,
который существовал в школе с 1979 года до конца 80-х гг. Это
решение совпало с направлением работы Департамента образования
города Москвы. Центральное окружное управление образования
департамента образования города Москвы издало приказ о подготовке к
открытию в образовательных учреждениях ЦОУО школьных музеев.
Таким образом, за весну 2004 года и 3 месяца лета был создан совет
музея, собран материал и набраны экспонаты для музея. В отведенном
помещении для музея был сделан общими школьными усилиями ремонт.
Музей был открыт 1 сентября 2004 года. 26 октября 2004 года музей
получил сертификат № 743 о соответствии статусу «Музея
образовательного учреждения».
Наша задача – гармоничное развитие личности. Всестороннее развитие
учащихся средствами туристско-краеведческой, экскурсионной и
музейной работы хорошо развивает кругозор ребенка, подростка, юноши,
позволяет быстро приобрести жизненно необходимые навыки и умения,
формирует личность всесторонне и гармонично.
Собирая экспонаты и готовя экспозицию, ребята учились плодотворно
пользоваться библиотекой, посещать музеи, слушать музыку,
выстраивать свои взаимоотношения с людьми, оказывать знаки внимания
и помощи окружающим, планировать свое время, управлять своими
эмоциями, анализировать ситуацию, а также конструировать свои
практические действия согласно произведенной оценке происходящего.
Материал собирали по домам школьников, учителей, что-то покупали в
магазинах. Многое нашли: фотографии солдат 30-х годов XX века и
времен Великой Отечественной войны, подшивка журнала "Будильник"
1871 года, книги разных годов и другое.
В музее работа построена по принципу самоуправления. Совет музея в
основном состоит из учащихся 6-8 классов: это председатель, члены
музея, в том числе экскурсоводы. Они участвуют в разработке
планирования мероприятий, необходимых для работы музея имени Ю.А.
Гагарина, в составлении списка дел и распределении поручений,
проводят экскурсии, участвуют в различных конкурсах. Проводя
экскурсии, ребята учатся красиво говорить, правильно отвечать на
вопросы, общаться с посетителями музея, что помогает им стать
коммуникабельными, общительными и целеустремленными.
Несомненно, первые сведения о героическом прошлом страны и ее
народа ребенок получает в семье и школе. Очень велико значение
реальных встреч с участниками исторических событий, посещение
военно-исторических музеев, проведение экскурсий. Именно поэтому в
общеобразовательных школах округа традиционно проводятся "Уроки
мужества".
1 сентября 2004 года в день открытия музея было проведено несколько
"Уроков мужества" (ознакомительных экскурсий) для учеников школы
ветераном Великой Отечественной войны Михаилом Фомичом Галимбовским
и старшей вожатой В.В. Дригота. В последующем экскурсии стали
проводится регулярно для учеников, их родителей, ветеранов Великой
Отечественной войны и гостей школы.
Что главное в нашей работе? Главное – воспитание ребенка-гражданина
России, патриота своей Родины. А с чего начинается любовь к Родине?
С того места, где ты родился. Нашим детям повезло больше всего, так
как они родились в Москве – столице нашей Родины. Но только любить
Москву не достаточно, нужно ее знать, понимать и чувствовать.
Поэтому одним из направлений нашей деятельности являются экскурсии
по Москве. Они помогают ученикам нашей школы лучше узнать свой
город, его исторические, культурные и архитектурные памятники. Также
проводятся обзорные автобусные экскурсии по городу. После экскурсии
дети пишут небольшие рассказы и рефераты о том, что понравилось и не
понравилось, что запомнилось.
В таких экскурсиях – пешеходных и автобусных – у детей
воспитывается любовь к Москве. Ребята учатся видеть и выявлять
памятники архитектуры, вырабатывается наблюдательность,
эмоциональная восприимчивость, способность анализировать и обобщать
свои впечатления. Но, конечно, Москва – это не вся Россия. Наши
школьники ездят на экскурсии по Московской области и прилегающим
областям.
Музей школы № 414 понемногу расширяется, некоторые экспонаты для
него приносят жители Басманного района. В сентябре 2004 года бывший
житель Басманного района Геннадий Иванович Исаков попросил наш музей
отыскать могилу его отца, погибшего в январе 1942 года под городом
Вязьмой. Он предоставил нам документы о своем отце, Иване
Васильевиче Исакове, – фотографии и две похоронки. Изучив документы,
мы узнали, что существует два предполагаемых места за¬хоронения его
отца - деревня Желтовка (по письму от командира) и деревня Манулино
(извещение из Бауманского Райвоенкома). После собранных данных мы
отправились в путь по местам боевой славы нашего народа.
Конечно же, то, что мы нашли братскую могилу, еще ничего не
говорит, о том, что в ней лежит И. В. Исаков. Но эта гипотеза имеет
свое воспитательное значение. Ребята знали, отправляясь в
экспедицию, что у нас есть важная цель, которую необходимо
достигнуть в короткое время. Это послужило стимулом для написания
дневника и доставке полной информации о результатах нашей поездки
его сыну. Эта поездка показала ребятам, что они делают очень важную
работу, помогают пожилому человеку. Они научились возносить дань
русским солдатам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
После этой экспедиции в музее была оформлена витрина, целиком,
посвященная старшему сержанту И.В. Исакову.
В октябре совет музея участвовал в захоронении 98 останков
ополченцев на Богородицком поле, погибших в боях под Вязьмой. Дети
преподнесли венок от Басманного района, увидели, как создаются
братские могилы, пообщались с ветеранами и поели каши с полевой
кухни.
Ежегодно в декабре команда нашей школы участвует в Мемориальном
походе школьников на линию обороны Москвы, станция Луговая. Ребята
возлагают цветы к двум памятникам, погибшим солдатам во время
Великой Отечественной войны и чтят их память. Мы участвуем в
торжественной линейке у братской могилы погибших солдат, на которой
дети стоят в одной шеренге с ветеранами, зажигается «вечный огонь».
О пережитых годах войны рассказывают ветераны Великой Отечественной
войны. Наступает минута молчания. После линейки школьники посещают
музей Великой Отечественной войны в Институте кормов имени Вильямса,
участвуют в работах по благоустройству мемориального парка, где
ребята очищают аллеи от сушняка. Потом для них проводят небольшую
эстафету, где дети лазают по лестницам, через преграды, стреляют в
цель снежками и поют военные песни.
Также в декабре проводится линейка, посвященная победе в
Отечественной войне, где ребята встречаются с ветеранами: И.А.
Антоненко, М.Ф. Галимбовским, А.А. Майоровым и другими.
Экспонаты нашего музея участвовали в выставке «Свет Победы»,
организованной музеем «Огни Москвы».
Осенью 2006 года, совет музея ездил в Ржевский район Тверской области с исследовательскими целями по изучению истории и памятников Великой Отечественной войны.
В 2007 году принимали участие в конкурсе «Школьный музей: новые ракурсы». Команда учащихся стала финалистом в номинации «Фото-музей», а руководитель музея – Дригота Вера Васильевна, стала победительницей в номинации «Развитие критического мышления детей в рамках деятельности школьного музея». Об итогах конференции читайте здесь: http://museum.npstoik.ru/news_detail.aspx?id=58
Учащиеся совета музея за несколько лет награждены грамотами за участие в конкурсе творческих работ по краеведению «Открываем Москву».
В сентябре 2007 года наш музей принимал у себя в стенах «Скорую музейную помощь». Это новое направление деятельности Некоммерческого партнерства «Современные технологии в образовании и культуре» в рамках проекта «Музей, школа, Интернет». Подробнее смотри здесь: http://museum.npstoik.ru/actions/sem_20070920.aspx
На осенние каникулы совет музея отправился в экспедицию по Московской области в города Солнечногорск и Клин.
В октябре 2007 года на базе музея проходил круглый стол «Для чего нужен школьный музей?» для студентов 5 курса МГУКИ.
В 2007 – 2008 учебном году учащиеся школы принимали участие в IV Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие», посвященной теме «Музей и школа». В полуфинале олимпиады, проходившей в школе №435, абсолютной победительницей стала ученица 8 класса нашей школы – Луговцова Дина. В финале Олимпиады, проходившей на территории школы-пансиона «Плёсково», Дина заняла в общем зачёте, среди самых интеллектуальных школьников России 8 место.
В этом же учебном году Бабайкина Василиса из 6 класса приняла участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» с работой «Занятие по экспозиции «Русская старина» в школьном музее». Познакомиться на сайте можно здесь: http://portfolio.1september.ru/?p=work&id=562828
Несколько лет подряд старшеклассники школы участвуют во Всероссийских юношеских научных чтениях имени С. П. Королёва. На вторых Чтениях ученица 10 класса – Алюнова Татьяна, выступив с работой «Интернет как космос о С.П. Королёве», стала лауреатом и была награждена дипломом.
Весной 2008 года ученица 6 класса, экскурсовод музея – Дворецкова Дарья, заняла 3 место в окружном конкурсе экскурсоводов школьных музеев.
Наш музей имени Ю.А. Гагарина на сайте «Музей, школа, Интернет»: http://npstoik.ru/museum/room_historical/museum_3013.htm
Предлагаем Вам
посетить
фотогаллерею музея, альбом под
названием "Школьный музей". |